Я планирую постепенно уходить от классического репетиторства. Сейчас больше времени уделяю роли наставника для преподавателей и фасилитатора для студентов — человека, который делает путь обучения легче и результативнее. Меня всегда тянуло к психологии: уже второй год я изучаю эту науку и системно применяю ее в обучении — от поддержки и мотивации до экспериментов с визуалом, цветом, ассоциациями и другими инструментами когнитивной психологии. Это помогает повысить запоминаемость и усвоение материала. Не так давно я организовала свой образовательный проект — онлайн‑школу «Faro», чтобы лучше «подсвечивать» путь ученикам, помогать им увереннее идти к своей цели. Параллельно развиваю профессиональное сообщество.
Я родилась в небольшом белорусском городке Речица, в семье с крепкими педагогическими корнями: бабушка — преподаватель‑библиотекарь, прадед — учитель и журналист, дядя — директор школы. Я училась в обычной общеобразовательной школе, параллельно посещая музыкальную по классу фортепиано. Учеба давалась мне легко, особенно нравились русский язык, литература и немецкий. Решающий поворот в моей судьбе случился, когда появилась возможность периодически ездить в Италию по благотворительной программе и жить в итальянской семье. Я привыкала к этой стране легко: играла с детьми, смотрела мультфильмы Disney и училась говорить по‑итальянски не по учебнику, а просто, общаясь с людьми. Так родилась любовь к языку и всему, что связано с Италией.
Есть ли у вас какие‑то планы на будущее развитие в качестве репетитора?
Расскажите, куда поступили после окончания школы
Изначально я собиралась поступать в Минский педагогический институт имени Максима Танка — на преподавателя ‑ переводчика немецкого языка. Но пришло приглашение от итальянской католической коммуны провести лето в Венеции по программе помощи детям Чернобыля. Это была мечта и мой последний шанс в 17 лет, так как благотворительная программа распространялась на детей только до 18. Я уехала и пропустила вступительные экзамены. Вернувшись, чтобы не терять год, поступила на подготовительное отделение русской филологии в Гомельский педагогический университет имени Ф. Скорины. Отлично отучилась, досрочно сдала экзамены и осталась учиться в этом университете.
После университета я четыре года проработала по специальности преподавателем русского языка и литературы, а затем переехала в Калининград, где живу сейчас. Со временем почувствовала, что хочу больше свободы в методике и развитии карьеры: школьные рамки мешали экспериментировать. Поскольку у меня было два иностранных языка — итальянский и немецкий, я разослала резюме по частным школам и в переводческие агентства. Так получилось, что меня пригласили на вакансию преподавателя итальянского. Через год я прошла полугодовую переквалификацию, затем уехала учиться в Италию. Сдала международный экзамен CELI C2 на максимальный уровень, сопоставимый с уровнем носителя, и продолжила развиваться как преподаватель, постоянно повышая уровень языка и методику.
Как началась ваша преподавательская деятельность?
Расскажите, как вы пришли к репетиторству?
Я начала заниматься репетиторством еще когда преподавала в школе русский язык и литературу. Был устойчивый спрос от учеников на повышение успеваемости по этим предметам. К 23 годам у меня уже было четыре года стажа по специальности. В 27 я полностью ушла из школы и перешла в сферу преподавания иностранных языков. Сначала офлайн — просто потому, что онлайн‑сервисов тогда почти не было. Потом появился Profi.ru, я вышла в онлайн. С началом пандемии дистанционный формат прочно вошел в мою репетиторскую деятельность.
Больше всего меня вдохновляет обратная связь от учеников: когда они пишут, что соскучились, благодарят за уроки и признаются, что благодаря нашей работе у них получилось то, о чем мечтали. У многих это были по‑настоящему большие шаги — например, переезд в Италию. Я включаюсь в ситуацию каждого ученика. Часто помогаю не только с языком, но и с психологической подготовкой к изменениям. Это важно особенно для детей и школьников, которые порой тяжело переживают переезд в другую страну. На занятиях я мягко «подсвечиваю» любовь к языку и стране, рассказываю о культурных ценностях и положительных чертах итальянцев. Помогаю разрушить страх и сформировать ощущение на уровне «мы свои».
Что вас вдохновляет в профессии репетитора?
Светлана, расскажите какой‑нибудь интересный случай из вашей репетиторской практики
Я являюсь одним из руководителей проекта Mastermind, амбассадором школы Юрия Спивака, помогаю репетиторам проявляться на рынке и привлекать клиентов, провожу обучающие эфиры, записываю курсы и выступаю на конференциях.
У меня есть целая серия быстрых результатов, и каждый кейс по‑своему интересен. С одной из учениц мы прошли путь от абсолютного нуля до B2 за год — и она успешно сдала международный экзамен. Вдохновившись, в следующем году я выстроила экспресс‑стратегию и довела другую студентку до A2 за три месяца, тоже с нуля. Секрет — в точной настройке под формат экзамена: даже если базовые знания минимальны, мы отрабатываем именно то, что требуется на сдаче. Самый яркий пример — девушка, которой нужно было подготовиться к экзамену за две недели. Мы выжали максимум: структурировали темы, отработали шаблоны и стратегии. В итоге она сдала на уровень B1 с легкостью и без особых проблем. Таким образом моя стратегия экспресс‑подготовки показывает свою эффективность и помогает добиться отличных результатов в очень сжатые сроки.
Светлана, расскажите немного о себе: где вы родились, какую школу закончили?